Самое большое достижение в жизни ребенка одного года – это самостоятельная ходьба. Начиная, примерно, с 9 месяцев совершенствуется мелкая моторика рук. Если раньше ребенок случайно ронял игрушки, теперь он делает это намеренно – радостно швыряет игрушки на пол и с интересом смотрит, как их снова и снова поднимают взрослые. Годовалый ребенок уже свободно владеет обеими руками – вкладывает формочки одну в другую, нанизывает на стержень кольца пирамидки, раздевает и одевает матрешку. Любимая всеми юла – как раз для годовалых, а также металлофон и барабан. Осваивая их, ребенок учится, помимо прочего, рассчитывать силу удара для извлечения разнообразных звуков. Начинайте водить ребенка по квартире, показывайте ему окружающие предметы, учите, как нужно обращаться с водой, давайте в руки небьющуюся посуду. Чем раньше малыш освоится в пространстве квартиры или дома, тем проще и безопаснее ему будет здесь играть. Детям возрасте одного года нравится подражать взрослым, поэтому им нравится играть с телефоном, кукольными домиком и посудой, расческами и другими предметами обихода. Следите, чтобы игрушки и предметы, с которыми взаимодействует ребенок, были прочными, не бились и их тяжело было бы сломать. Поскольку в этом возрасте ребенок учится владеть телом, с ним надо играть в игры, формирующие чувство равновесия и координацию движений. Отлично для развития координации подойдет мячик – маленький мячик можно бросать и ловить, большой – толкать ручками и ножками, бежать за ним, догонять его и останавливать. Очень хороши насаженные на длинную палку бабочки (божьи коровки, стрекозы) на колесиках, которые малыш катит перед собой. Качели, прыгунки, лошадка-качалка – отличные объекты для развития чувства равновесия (конечно, раскачиваться на лошадке можно только с мамой – она и посадит, и покачает, и снимет). Необычайно интересны малышу игры с «водоплавающими» игрушками – уточками, рыбками и пр. А играм в песочнице вообще нет равных: годовалый человек способен часами пыхтеть над формочками, пересыпая песок из одной в другую. В это время ему остро необходимы собственное ведерко, совок и грузовичок-самосвал. Выпекание куличиков из песка, то есть активное и осмысленное формообразование, – настоящий акт творчества, один из первых шагов на пути развития творческого мышления. Кстати, годовалому ребенку уже можно дать в руки разноцветные карандаши и бумагу, еще лучше краски, которыми можно рисовать прямо руками. Собирая его на улицу, положите в кармашек курточки мелки. Когда ребенок поймет, что эти предметы оставляют след, ему станет жгуче интересен результат манипуляций ими. Детские каракули – это первая попытка опознать и осознать мир. Кроме того, рисование формирует координацию движений и глазомер. В первый год жизни развивающие игрушки для ребенка помогают малышу познать окружающий его мир. Соблюдайте технику безопасности – игрушки не должны легко ломаться и у них не должно быть мелких деталей, которые могут попасть малышу в рот или в нос. Следите, чтобы все игрушки можно было мыть или стирать. Когда ребенок начнет осваивать пространство комнаты, оберните чем-нибудь мягким острые углы мебели, закройте электророзетки, уберите с пола провода. Входя в комнату, не забывайте, что за дверью может оказаться малыш. Смотрите, чем играет ваш маленький. Среди его «игрушек» может оказаться не только вполне безопасный мамин тапочек, но и шуршащий полиэтиленовый пакет (который ребенок непременно попробует надеть на голову).